Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

требованиям, предъявляемым к разным компонентам мастерства (технике, тактике, физической и волевой подготовке), и превосходить игру. Только при этом условии можно рассчитывать на качественный сдвиг в нашем футболе. Нет нужды доказывать, что организовать такие тренировки могут только те тренеры, профессиональное мастерство которых отвечает требованиям сегодняшнего дня. А требования эти очень и очень высоки. Они обязывают тренеров досконально знать все, что касается самого футбола, хорошо разбираться в теории и методике спортивной тренировки, в физиологии, психологии и биохимии, иметь педагогические способности, беспредельно любить футбол и служить личным примером для игроков.

Многое еще предстоит сделать и в области научно-методического обеспечения подготовки футболистов, начиная с решения организационных вопросов, связанных с созданием комплексных научных групп в каждой команде мастеров, с оснащения этих групп нужной аппаратурой и обеспечения их эксперимен-

 

тальной базой и кончая разработкой комплексных программ многолетней подготовки футболистов. Одна из наиболее актуальных проблем в футболе высшего мастерства, на мой взгляд, — проблема сохранения игроками (а значит, и командами) высокой игровой работоспособности на всем протяжении соревновательного периода. Она особенно важна в этом году, поскольку решающие игры отборочного турнира чемпионата мира 1982 г. наша сборная проведет на завершающей стадии сезона-81. В отдельных игровых видах спорта некоторые методические и прикладные задачи данной проблемы уже решены, что позволяет надеяться на успешное решение их (с учетом специфики) и в футболе.

Коренное улучшение учебно-тренировочной и воспитательной работы, единство этих процессов — вот главные задачи, решению которых мы должны придавать первостепенное и первоочередное значение. Только решив эти задачи, можно повысить мастерство футболистов, достичь стабильных успехов на международной арене.

 

 

ИГРОК РОЖДАЕТСЯ В ИГРЕ

   


О. С. Кучеренко
 

Давно подмечено, что этапы развития футбола, его своеобразные вехи — чемпионаты мира.

В 1958 г. в Швеции бразильцы удивили футбольный мир тактической системой 4+2+4. На протяжении ряда последующих лет она стала считаться классической. Это была, можно сказать, вершина так называемого р о м а н т и ч е с к о г о  ф у т б о л а  с типичными для него быстрыми крайними форвардами-дриблерами, искусными центральными нападающими, полузащитниками-диспетчерами... С другой стороны, наличие четырех защитников уже не позволяло атакующим столь свободно чувствовать себя вблизи чужих ворот. Один из двух стопперов обязательно страховал другого и фланговых игроков обороны, а те, в свою очередь, — центральных защитников.

Принципиально новым в системе 4+2+4 было то, что крайним (а иногда и центральным) защитникам вменялось в обязанность подключаться к атакам. Это потребовало от них универсальной подготовки — технического и тактического умения действовать в нападении, высокой подвижности, выносливости... Схема 4+3+3 как вариант бразильской системы, показанная впервые в действии чемпионами мира в 1962 г. в Чили, вовлекла в орбиту универсальных действий уже и некоторых игроков атаки, начавших в обязательном порядке отходить назад для помощи обороне.

 

На первенстве мира 1962 г. всех удивили англичане: их команда оборонялась и атаковала... ввосьмером. Футболисты поражали воображение огромной работоспособностью, неутомимостью, подвижностью. Это была сборная, в которой всё трудились, и — это важно подчеркнуть — работа в ней доминировала над игрой. Новую концепцию поэтому довольно метко окрестили  « и н д у с т р и а л ь н ы м»  ф у т б о л о м. Да, такая игра была динамичнее, рациональнее, приносила неплохие результаты. В какой-то мере прогрессивная (увеличилось число атакующих и обороняющихся), зрелищно она все же была малоинтересной.

Этот стиль стал переходным этапом к так называемому «т о т а л ь н о м у»  ф у т б о л у, истоки которого берут начало в игре сборной ФРГ и амстердамского «Аякса» начала семидесятых годов: игра велась всюду, на каждом участке поля, и в ней принимали участие все футболисты.

Резко увеличилось число игроков, умеющих квалифицированно действовать, не только на своем месте, но и (по мере необходимости) в других амплуа.

Окончательно «тотальный» футбол восторжествовал на чемпионате мира 1974 г., и лучшими его представителями стали голландцы.

В чем его суть?

Library   5   Up


Contents

 

Home
 

«Тотальный» футбол предполагает наличие в команде специалистов (защитников, полузащитников, нападающих), которые в ходе игры постоянно (в зависимости от обстановки) меняют функции. Каждый игрок и команда в целом участвуют во всех фазах игры.

«Тотальный» футбол требует не только повышенной работоспособности (как и «индустриальный»), но и — это главное — высокого искусства игры, объединяя и ставя на одну доску игру и работу.

Развивая до предела принципы коллективной игры, «тотальный» футбол признает только игроков с высоким индивидуальным мастерством, отличающихся настоящими бойцовскими качествами. Это, кстати, одно из начал «тотального» футбола, атакующая направленность которого развивает полностью и личность игрока.

«Тотальный» футбол — это принцип, а не схема игры. Суть его не выразишь цифровыми формулами. Коротко можно сказать, что это  у н и в е р с а л и з м   с п е ц и а л и с т о в. Футболисты в нем, словно актеры, становятся «людьми с несколькими лицами».

Процесс освоения всего того, что понимается под термином «тотальный» футбол, труден и сложен. И те, кто этот процесс проходит, добиваются больших успехов. Яркий пример тому — сборная Аргентины, завоевавшая в 1978 г. звание чемпиона мира.

Думается, что и в Испании-82 успех придет к лучшим представителям «тотального» футбола.

Наш футбол конца семидесятых и начала восьмидесятых годов в общей массе, можно считать, находился на полпути от «индустриального» к «тотальному», поскольку основное внимание уделялось функциональной подготовке игроков. Заметьте: методика тренировок футболистов, подкрепленная авторитетом спортивной науки и считающаяся у нас передовой, в основном опирается на методику тренировок в других видах спорта и, естественно, помогает развивать главным образом функциональные возможности игроков. Да, это один из китов, на котором стоит и футбол современный и футбол будущего. Но только один. Другой — в ы с ш е е   и н д и в и д у а л ь н о е   м а с т е р с т в о. А вот с ним дела у нас обстоят, мягко говоря, неважно. Как его поднять?

В основном пока приходится полагаться на тренерский опыт и интуицию (фактор, кстати, немаловажный, и напрасно некоторые современные тренеры-ученые иронически улыбаются, услышав об этом, ибо считают подобные методы «дедовскими»). У каждого из наших старых тренеров-практиков (будь то В. А. Маслов или, скажем, М. И. Якушин) были «фирменные секреты».

В этом плане у нас есть прекрасный пример

 

московского «Спартака». Ведь никто не будет отрицать, что эта команда, созданная практически заново в основном из игроков неизвестных и из футболистов, с которыми без сожаления расстались в других клубах, победив поначалу в турнире первой лиги, на третий год существования стала чемпионом СССР. Да, спартаковцы были неплохо подготовлены физически, но далеко не только это определило их успех. У каждого игрока и у команды в целом росли техническое мастерство и тактическое умение...

Речь в данном случае о тренерском мастерстве К. И. Бескова, умеющего раскрыть индивидуальные способности игроков.

Конечно, все относительно. Успех «Спартака» был достигнут на нашем «внутреннем фронте». Но он стал и своего рода академическим примером.

И если отобрать и объединить все лучшее, что есть в методике подготовки у разных наших тренеров, то, думается, получится желаемый результат.

Класс футбола определяют личности. Личности тренеров и игроков.

Пожалуй, каждый наш клуб постоянно испытывает нехватку ярких футболистов. А где их брать? В своей футбольной школе? Конечно!..

Футбольный талант, как и всякий другой, — это редкость. Есть ли гарантия, что, скажем, среди 1000 мальчишек, просмотренных при приеме в школу, обязательно окажется хотя бы одна будущая «звезда»? Нет, нет и еще раз нет. Ведь, в конце концов, такой набор учеников ограничивается какими-то территориальными рубежами и прочими объективными условиями. Бывали и у нас случаи, когда в футбольной школе действительно вырастали игроки, которые затем в этом же клубе становились выдающимися мастерами (киевские динамовцы А. Бышовец, О. Блохин, В. Онищенко). Но таких случаев очень мало. Понятно, в данном случае речь идет о командах высокого класса, постоянно ставящих перед собой высокие задачи как во внутреннем календаре, так и на международной арене.

Похожие, кстати, трудности испытывают и все именитые зарубежные клубы, располагающие большими финансовыми возможностями и не жалеющие средств для подготовки резерва. Они имеют отличные базы, квалифицированный тренерский состав, но... «золотая рыбка» либо вовсе не ловится, либо уловы бывают крайне скудными. Поэтому и тратятся огромные суммы на покупку «звезд». Этот путь, естественно, не для нас.

Для нас выход один — совершенствовать систему просмотра и отбора юных игроков. А главное — сделать более серьезной и солидной селекционную работу во всех (без

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

Олег Блохин: удастся ли обойти соперника?

исключения) школах и клубах. Ею должны заниматься специальные люди, знающие толк в футболе, имеющие наметанный глаз на талант. В обязанности тренеров, в том числе и старших тренеров команд мастеров, это тоже должно входить. А ведь многие из них зачастую даже дублеров своего клуба практически не знают.

С другой стороны, мы вправе и от спортивной науки ожидать конкретных рекомендаций, как развивать и совершенствовать чисто футбольные качества игроков.

Одним из главных принципов «тотального» (читай «современного») футбола считается его атакующая направленность, полностью развивающая личность игрока (повторяюсь, ибо это крайне важно).

Пожалуй, самый выдающийся тренер последних лет в мировом футболе аргентинец Луис Цезар Менотти говорит об этом так:

— Ни одна команда, которая планирует играть главным образом в обороне, не может победить в каком-либо крупном соревновании. Сам дух этой системы мешает подготовить соответствующим образом футболистов к, победе.

То, что мы большую часть матча наступав ем, — это не только манера или форма игры, но и манера жить в футболе и чувствовать его. В этом нет никакой авантюры. Если воспитывать игроков в таком духе, то этот путь для достижения побед становится даже более легким, потому что команда, выходя на поле,

 

знает, что у нее достаточно защитников, способных отразить натиск соперников, и что она может забить столько голов, сколько необходимо для победы. Конечно, нельзя заранее планировать всю игру, но фундамент, основа должны быть.

Поверьте, игра в атакующем стиле поднимает моральный дух футболистов. И это особое психологическое состояние игроков совсем другое, чем то, когда команда заботится только об одном — как бы не пропустить соперников к своим воротам. Оно, и только оно, может привести их на вершину футбольной славы...

Особую весомость этим высказываниям придает их принадлежность тренеру чемпионов мира, чья команда руководствуется всеми изложенными здесь принципами в своей практике.

Борьба двух стилей (атакующего и оборонительного) в мировом футболе идет долгие годы. В последние два десятилетия стали преобладать защитные тенденции. Ужесточилась и сама игра. Растет цена очка, цена победы. Дух практицизма зачастую начинает превалировать над духом спортивным. Все это, естественно, вредит футболу, снижает его зрелищность.

Знаменитый в прошлом защитник сборной Италии и миланского клуба «Интернационале» Джиасинто Факкети, когда его спросили на чемпионате Европы 1980 г., не заходит ли футбол с такой игрой в тупик, сказал:

— Виноваты тренеры. Футболисты всегда играют в ту игру, которую определяют для них тренеры. Я сам играл в клубе, который благодаря суперобороне добился больших успехов. Но еще тогда мне было стыдно за нашу игру. Сегодня уже многие команды заботятся прежде всего об очках и отнюдь не о красоте футбола. Сами ее губят. Будущее? В Европе и сейчас немало тренеров (таких, к примеру, как бельгиец Тисе, француз Идальго) , чьи сборные играют в открытый футбол и именно в нем видят путь к победе. Верю в новых тренеров, в новые прогрессивные идеи. Не может быть так, чтобы футбол зашел в тупик...

Факкети вспоминает об эре «Интера», господствовавшего в Италии и в Европе в начале шестидесятых годов. Характерно, что супероборонительный стиль итальянского футбола тех лет, несмотря на успехи клубов, не принес тогда лавров сборной этой страны на мировых чемпионатах — в 1962 и 1966 гг. она не смогла дойти даже до четвертьфиналов.

«Тотальный» футбол не признает шаблона, схематичности.

В одной из наших ведущих команд, которой многие стараются подражать, считается за провинность, к примеру, игра в «стенку» в ходе атаки, или, скажем, попытка обойти сопер-

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

ника на фланге с помощью ложного замаха вместо «положенной» в таких случаях подачи мяча в определенную точку поля. Игрока, допустившего подобную вольность, могут (в наказание) тут же заменить.

Безусловно, игровая дисциплина должна соблюдаться твердо, но постоянное ограничение инициативы футболистов в конце концов приводит к стереотипу, шаблону. Сопернику бывает значительно легче приспосабливаться к игре команды, действующей только «от и до». Говоря: «каждый футболист должен знать свой маневр», нередко забывают — это переделанное на футбольный манер суворовское высказывание из его «Науки побеждать» имеет и вторую часть, как раз... выражающую суть дела, — «знать и дерзать!»

Оскудел наш футбол на игроков экстракласса. Но даже когда такие игроки появляются (точнее, воспитываются), используют их в клубах спорным образом. У тренера всегда наготове ответ: «в интересах команды», возразить которому трудно.

Киевский динамовец Владимир Бессонов — прирожденный атакующий игрок, причем игрок крупного масштаба. Но в клубе ему определено место опорного полузащитника. Часто выполняет Бессонов задания по персональной опеке наиболее опасных форвардов соперника; видим мы его и в роли «чистильщика». И везде справляется с делом, на каждом «участке» играет хорошо. Объяснение простое — он талантлив, одарен и в принципе будет заметен на любом месте и сыграет там даже лучше, чем игрок этого амплуа со средними способностями. Все это так. Но есть ли, скажите, смысл выдающемуся скрипачу играть (и хорошо играть!) на альте только потому, что в оркестре не хватает альтиста («а на скрипке, мол, и другой сыграет хорошо». Хорошо, да не отлично, не виртуозно)?

Все, вероятно, слышали, что Пеле играл как-то (по необходимости) центральным защитником. И здорово сыграл — опять-таки в силу своей одаренности. Но ведь это был только эпизод в его практике. Его сила, талант заключались в умении атаковать, и использовались они сполна потому, что он выступал на том месте, где мог максимально полно раскрыть свои способности.

Или возьмем Вагиза Хидиятуллина. Один

 

из наших лучших (если не лучший) центральных защитников, классный игрок этого амплуа. Стал он им в какой-то степени вынужденно, опять-таки в интересах команды, отойдя назад из полузащиты. И тем не менее, несмотря на полученное Хидиятуллиным признание, гложет червь сомнения: а не пропадает ли в нем выдающийся игрок средней линии? По повадкам, по манере, когда он (даже эпизодически) идет вперед в ходе матча, чувствуется, что настоящее его место все-таки в средней линии. И не избыток ли застоявшейся в нем энергии находит выход в подчас необъяснимых грубых выходках на поле?

Да, любой игрок и команда в современном футболе участвуют (по мере необходимости) во всех фазах игры. Но никогда, вероятно, не будет футболистов, одинаково талантливо играющих на всех местах. Один рожден для атаки, другой — для обороны. Поэтому каждый должен действовать большей частью там, где его умение и способности могут принести наибольшую пользу.

У нас иногда можно услышать «теорию» о том, что-де в каких-то играх позволительно действовать вполсилы, приберегая энергию для других — «главных» — матчей. Хочу в этой связи процитировать упоминавшегося уже Кевина Кигана:

— Я всегда играю в полную силу: ведь зрители, которые приходят на стадион, чтобы посмотреть на нас, платят за билет полную цену. И если бы я играл на 50 процентов своих возможностей, то тогда, наверное, надо было бы возвратить зрителям половину их денег. Несмотря на это, мы, бывает, проигрываем — побеждать во всех матчах невозможно. А проиграть иногда даже полезно — иное поражение может научить больше, чем победа. Проигрывать не запрещено — это часть спорта. Нет победителя без побежденного. Это, конечно, все красиво, что я говорю, но лучше всего, разумеется, побеждать. Я люблю побеждать, всегда играю на победу. Для меня нет поражения до 90-й минуты. Я борюсь до конца и никого не боюсь, потому что уверил себя, что бояться должны меня...

Только борясь в каждом матче до финального свистка, можно стать большим мастером современного футбола, ибо одно из начал футбола — истинно бойцовские качества.

 
Library   8   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало